portalklinika.ru

Лучшее лечебное учреждение москвы по зрению ребенка



Амблиопия (иногда это заболевание еще называют «ленивый глаз») – состояние у детей, в котором зрение не развивается должным образом. Из одного глаза в мозг поступает сильный сигнал и эта информация считывается и воспринимается, а информацию из слабого глаза мозг перестает воспринимать.

Обычно амблиопия появляется у детей в возрасте от 0 до 7 лет, но иногда этим заболеванием страдают и взрослые. Если амбиопию не лечить, то зрение ребенка никогда не будет развиваться правильно. Процесс, в котором мозг «считывает» информацию, поступающую от глаз, является неосознанным, поэтому ребенок может просто не знать, что он страдает амблиопией. Вот почему важно, регулярно проверять ребенка у окулиста, чтобы выяснить вовремя, не страдает ли он амблиопией.

Амблиопия обычно начинается, когда один глаз имеет фокус гораздо лучше, чем второй. Например, один глаз может быть поражен дальнозоркостью или астигматизмом, а второй – нет. Когда мозг ребенка сталкивается с двумя изображениями, одно из которых ясное, а второе размытое, то он начинает игнорировать расплывчатое изображение. Если это продолжается в течение нескольких месяцев или лет, то расплывчатое изображение из пораженного глаза будет ухудшаться.

Еще одной причиной возникновения амблиопии у детей может быть косоглазие, которое является результатом несоосности глаз. Это означает, что один глаз поворачивается внутрь или наружу. Косоглазие препятствует одновременной фокусировки глаз на изображении, что может привести к двоению. Для борьбы с таким двоением мозг ребенка также предпочитает игнорировать «некачественное» изображение от больного глаза, что в результате приводит к тому, что изображение, которое транслирует этот глаз, продолжает ухудшаться.

Третьей причиной амблиопии у детей может быть то, что ребенок не может хорошо видеть на один глаз, потому что что-то блокирует свет от попадания на зрачок. Это может быть катаракта или небольшое количество крови или другой жидкости в задней части глаза.

Лучшее лечебное учреждение москвы по зрению ребенкаВсе дети должны пройти диагностику на амболиопию, прежде чем они достигнут школьного возраста.

Врач-окулист должен проверить три аспекта здоровья глаз вашего ребенка: - попадает ли свет в оба глаза вашего ребенка - видят ли оба глаза одинаково хорошо - нормально ли двигаются глаза ребенка. Если вы подозреваете, что со зрением вашего ребенка что-то не в порядке, обязательно обратитесь к окулисту, чтобы проверить зрение. И старайтесь делать это регулярно. Вы также можете посетить глазного врача и уже тогда, когда ваш ребенок будет учиться в школе и проходить регулярные медицинские осмотры, в том числе и проверку зрения.

Некоторые эксперты по уходу за глазами рекомендуют показывать ребенка окулисту сначала в 6 месяцев, потом в три года, а потом регулярно каждые два года, вплоть до окончания им средней школы. Дополнительным фактором риска возникновения амблиопии является семейная история. При этом родители все равно не могут сказать, есть ли у ребенка амблиопия, просто глядя на него. Ранняя диагностика и лечение амблиопии являются лучшей стратегией для борьбы с этим заболеванием.

Основная цель лечения амблиопии заключается в том, чтобы заставить мозг начать использовать «плохой» глаз. Это достигается в первую очередь коррекцией существующих проблем именно в этом глазу, а потом наложением повязки на «хороший» глаз. Да, ваш ребенок будет испытывать определенные трудности, когда ему придется смотреть на мир только слабым глазом. Но такой метод лечения амблиопии является достаточно эффективным, так как в конечном итоге помогает улучшить зрение.

Такое лечение может занять несколько недель или месяцев. Пока не будет достигнут результат. Нужно следовать указаниям врача и графику посещения окулиста, чтобы внимательно следить за процессом лечения. Когда ребенок будет пользоваться только глазом с амблиопией, его зрение будет улучшаться. После того, как врач определит, что зрение вернулось к норме, ребенку будет необязательно носить повязку на здоровом глазу постоянно. Нужно будет следить за состоянием его зрения.

Иногда случается так, что у некоторых детей зрение вновь ухудшается, тогда нужно снова какое-то время скрыть «хороший» глаз под повязкой. В случаях умеренной амблиопии врач может рекомендовать лечение с помощью капель атропина, которые нужно будет закапывать в «хороший» глаз, чтобы «плохой» глаз мог нести большую часть нагрузок в процессе повседневной деятельности вашего ребенка.

Большинству детей с амблиопией также понадобятся очки, чтобы помочь сфокусировать зрение. Если же в одном из глаз есть какая-то блокировка, то врач может рекомендовать операцию по ее удалению. Если одной из причин амблиопии является косоглазие, врач может рекомендовать операцию на мышцах глаза, которые затрудняют его правильное движение. В любом случае вам стоит обсудить с врачом, какое лечение амблиопии является для вашего ребенка наиболее оптимальным.

При раннем выявлении и лечении амблиопии, у большинства детей зрение приходит в норму. Гораздо труднее лечить амблиопию, когда ребенок достигает возраста 7-9 лет, поэтому лучше придерживаться рекомендаций врача, а следить за зрением ребенка начинать с его раннего возраста. В процессе лечения амблиопии также необходимо следовать советам врача. Так, многие дети не хотят носить повязку каждый день, а это необходимое условие для скорейшего выздоровления. Так что вам придется каким-то образом убедить своего ребенка в том, что слушать советы врача жизненно необходимо.

Автор статьи . Маргарита Дегтярева, "Московская медицина"© Отказ от ответственности . Информация, представленная в этой статье об амблиопии у детей, предназначена для ознакомления. Однако она не может быть заменой консультации с профессиональным врачом.

Методический материал для педагогов представлен на персональном сайте: http://nsportal.ru/smirnova-irina-alexeevna

в социальной сети работников образования: nsportal.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида №724

111401, Москва, ул. Металлургов, д.16 тел.(495)304-08-72

e-mail: gou724@newmail.ru (495)304-03-00

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ »

Москва, 2013 год

Зрение представляет собой сложную форму отражения окружающего мира. Снижение функций зрения неизбежно приводит к снижению скорости и точности восприятия. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность.

В каком возрасте нужно показать малыша врачу, если высок риск наследственной близорукости? Обязательно – в 6 месяцев, потом в год, в 2, в 3 года. Все хорошо? Тогда следующий визит можно отложить до момента, когда пора будет идти в школу, и далее проверяться ежегодно. Если ген близорукости унаследован, болезнь может проявиться в любое время, даже в 12-13 лет, и важно подхватить ее в самом начале.

Как проверить зрение шестимесячного малыша? Вряд ли он даст себя спокойно смотреть. Здесь требуются определенные диагностические технологии и врачебные навыки. Если генетический риск велик, имеет смысл посмотреть один раз такого ребенка в условиях легкого медикаментозного сна. Это абсолютно безвредный наркоз, на границе сна и бодрствования. Зато есть возможность спокойно осмотреть всю зрительную систему: глазное дно, внутриглазные структуры, выявить оптические дефекты с точностью до десятых долей диоптрий. А значит, назначить правильную коррекцию и лечение.

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения. Здесь созданы специальные эргономические условия для максимальной коррекции, компенсации зрительных нарушений медицинскими, педагогическими методами и средствами, стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности каждого воспитанника.

Дети с нарушением зрения по состоянию зрительных функций, характеру глазной патологии, течению и прогнозу заболеваний органа зрения представляют весьма разнообразную группу. Поэтому при организации воспитательно-образовательного процесса и по назначению лечащего врача педагоги учитывают возраст, офтальмологический и сопутствующие диагнозы, период лечебно-восстановительной работы и индивидуальные особенности каждого ребенка. Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях.

Лечебно-восстановительная работа включает в себя лечение, восстановление, развитие, охрану, стимуляцию остаточного зрения и улучшение зрения у детей, имеющих зрительную патологию. Работа проводится сёстрами-ортоптистками под руководством врача-офтальмолога. Лечебно-восстановительная работа – это ранняя всесторонняя диагностика зрительных функций, позволяющая выявить степень, характер и причины дефекта. Основными видами работы офтальмолога специального дошкольного учреждения является лечебно-восстановительная и профилактическая работа с родителями, организационная, методическая и др. Большинство направлений врачебной деятельности тесно связаны с коррекционно-педагогическим процессом. В тесном контакте с медицинским персоналом работают тифлопедагог и воспитатель. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации детей дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада.

Лечебно-восстановительная работа предполагает:

- раннюю всестороннюю диагностику нарушения зрительных функций, позволяющую выявить степень, характер и причины дефекта

- проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, необходимых для восстановления нарушенных зрительных функций

- комплексное медико-педагогическое воздействие, стимулирующее дальнейшее формирование зрительных функций

- преодоление первичных, вторичных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Реализация этих задач требует необходимых педагогических, гигиенических и эргономических условий (искусственной освещённости, соответствующей специальным нормативам особой аппаратуры мебели, дидактических материалов и др.).

Врач направляет и контролирует выполнение специфических профилактических мероприятий в детском учреждении:

- соблюдение норм освещенности

- правильный подбор и расстановка мебели

- рассаживание детей на занятиях в соответствии с характером патологии

- адекватный зрительным функциям подход при выполнении основных режимных моментов в плане охраны жизни и здоровья детей (организация игр, прогулок, передвижение внутри - и вне помещения, хранение опасных предметов и т. п.)

- соблюдение ограничений на физкультурных занятиях при некоторых заболеваниях

- соблюдение режима зрительных нагрузок, выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления.

Медицинская коррекция подразделяется:

- Профилактическое лечение (медикаментозное – общее применение медикаментозных препаратов) местное применение - мази, закапывания, электрофорезы. Лечение направлено на стабилизацию патологических процессов, по возможности устранение осложнений, развивающихся на фоне основного заболевания и предотвращения возникновения новых заболеваний.

- Основная (аппаратная) коррекция направлена на повышение остроты зрения и предусматривает оптическую коррекцию, стимуляцию остаточного зрения, плеоптическое, физиотерапевтическое лечение, а также хирургическое вмешательство.

Цель - повышение остроты зрения:

- локальный засвет макулы

- лечение на офтальмологических аппаратах.

В это период ребенок попадает в положение слабовидящего и находится в стрессовом состоянии, поэтому психолог, педагоги, родители должны поддержать его, объяснить необходимость окклюзии.

Цель - развитие бинокулярного зрения:

Методы - с помощью «сенаптофора», «мускулотренера» и других офтальмологических аппаратов. На этом этапе возможно и хирургическое вмешательство по назначению врача.

Цель - выработать стереоскопическое зрение (умение видеть на расстоянии, различать глубину пространства).

Стимуляция остаточного зрения должна проводиться с самого раннего возраста. Врач и тифлопедагог обучают родителей способам стимуляции остаточного зрения, помогают ребенку пробудить желание пользоваться зрением. При адекватном поведении ребенка и отсутствии противопоказаний для активации зрения можно применять также лазерную плеоптику, электромагнитостимуляцию, рассматривание подвижных контрастно-частотных объектов.

Также для детей со зрительной патологией необходим своевременный, правильный и рациональный подбор очков.

Целью коррекционно-образовательной работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность. вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.

Содержание коррекционно-образовательной работы в специальном дошкольном учреждении строится с учетом общеобразовательной программы «От рождения до школы» и коррекционной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под редакцией Л.И. Плаксиной.

Тифлопедагогу необходимо знать о ребенке все: его уровень подготовки, способности, возможности обучения, генетические факторы, круг интересов, социальное окружение, характерологические особенности и другие показатели для того, чтобы эффективно организовать воспитательно-образовательную работу. Кроме того, необходимо изучить диагноз зрительного заболевания, структурно-функциональные нарушения зрительного анализатора, этиологию слепоты или слабовидения, психофизические вторичные отклонения в его развитии.

Все перечисленные данные помогут всесторонне изучить возможности ребенка и организовать коррекционную направленность как воспитательно-образовательного, так и коррекционно-восстановительного процессов.

Основными з адачами воспитательно-образовательного процесса являются:

– Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.

– Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.

– Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Основные направления работы тифлопедагога.

  • Тифлопедагогическое обследование детей:
  • - Изучение медицинских и офтальмологических карт.

    - Наблюдение за детьми.

    - Исследование зрительного восприятия.

  • Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий. Длительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и варьируется от 15 до 30 минут.
  • Виды коррекционных занятий:

    Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия по следующим видам:

  • формирование предметных представлений,
  • формирование восприятия сенсорных эталонов,
  • формирование восприятия сюжетных изображений,
  • развитие социально-бытовой ориентировки,
  • развитию осязания и мелкой моторики,
  • формирование навыков ориентировки в пространстве.
  • Работа с родителями:

    Выступления на родительских собраниях. Индивидуальные консультации и рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций. Выставки специальной литературы, игр и пособий.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация совместных праздников с родителями в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения

    Развлечения и праздники детей - не только форма отдыха, но и мощного средства опосредованного воспитания и образования. В представленном материале - психология, подготовка праздника, практически совет.

    Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

    Данная презентация отражает взаимодействие всех служб дошкольного учреждения при работе с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект, так и вторичные отклоне.

    В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да.

    Коррекционно-образовательная направленность работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения.

    РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (из опыта работы)

    Система работы тифлопедагога детского сада.Функциональные обязанности, документация. Рекомендации по организации зрительной работы.

    Технологии работы в образовательном учреждении для детей с нарушением зрения. (консультация для родителей)

    Консультация для родителей.

    Особенности логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.

    Рекомендации для учителя- логопеда.

    Маргарита Самойлова Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией

    Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией (консультация для воспитателей). Подготовила: Самойлова М. А. учитель-дефектолог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида» г. Саранска.

    В настоящее время не только в нашей стране, но и для всех стран мира характерным является увеличение детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет число детей, входящих в группу риска по зрению, т. е. детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

    Ранняя диагностика и лечение обеспечивают положительные результаты в восстановлении зрения в специализированных дошкольных учреждениях, т. к. в них имеются лучшие условия для систематического лечения по сравнению с кабинетом охраны зрения. Кроме того, педагогический процесс организуется с учетом активного развития зрительных функций. Воспитатель и тифлопедагог осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживает интерес ребенка к лечению. Зная особенности патологии зрения, понимая зрительные возможности ребенка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, педагог становится участником возвращения детям возможной полноты зрительных функций.

    Однако необходимо определить роль всех звеньев этого процесса. Чтобы понять и правильно организовать обучение и лечение детей. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что педагогическая работа. Ее методы и средства, как бы разнообразны и интересны они не были, не могут дать тех результатов в восстановлении зрения, которые имеются в медицинской практике. С другой стороны, в медицинской практике нет тех возможностей, которыми располагает педагогика в области воспитания и всестороннего развития личности ребенка.

    Поэтому, коррекционно-педагогическая и лечебно-восстановительная работа в дошкольном учреждении тесно взаимосвязаны. Это дает положительный эффект в воспитании и восстановлении зрения у детей.

    Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

    - специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений

    - организация коррекционных упражнений на различных общеобразовательных занятиях.

    Коррекционные занятия, а также коррекционные упражнения тесно связаны с офтальмологической работой, т. е. организуются в соответствии с этапами лечения. По рекомендации врача-офтальмолога педагоги проводят с детьми различные игр и упражнения по активизации зрительных функций.

    Существует два этапа лечения детей с косоглазием и амблиопией: плеоптический и ортоптический.

    Плеоптический этап лечения- это повышение остроты зрения.

    Виды лечебно-восстановительной работы:

    1. Повышение остроты зрения.

    2. Укрепление зрительного анализатора.

    -Обводка контуров всех видов через кальку.

    -Мозаика всех видов и размеров в соответствии со зрительной нагрузкой.

    -нанизывание бус, вышивание, шнуровка, плетение.

    - Работа с мелким конструктором.

    - Работа с бисером (составление орнамента, подбор по цвету и др)

    - Упражнения на цветоразличение и локализацию основных цветов и дополнительных из множеств.

    -Выделение формы, цвета,

    величины, пространственного расположения предметов.

    - Работа с миллиметровой бумагой.

    -Рассматривание картинок, схем в соответствии с рекомендуемыми зрительными нагрузками, обнаруживание ошибок в двух похожих рисунках.

    - работа с тетрадью в клетку: обведение клеток, раскрашивание, составление орнамента, обкалывание клеток по углам.

    Маленьким детям для обводки даются простые предметы, детям постарше – сюжетные картинки. Часто для обводки детям предлагаются трафареты, шаблоны (например, на занятии по рисованию дети рисуют овощи, а затем раскрашивание.

    Нанизывание бус, шариков, плетение следует использовать с игровым компонентом: «Наряди куклу в бусы», «Зажги огоньки», «Кто скорее сплетет коврик для кукол»

    В общеобразовательных занятиях включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, величины, цвета). Для этого используются такие дидактические игры, как «Найди такой же предмет (по цвету, форме, величине, «Найди различия в рисунках», «Подбери одинаковые предметы (по цвету, форме) .

    Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинках изображены животные. От каждого отходит линия, по которой дети находят то, чем питаются животные. Содержание картинок может быть разнообразным.

    Важно помнить, что игры и задания подбирают в зависимости от состояния зрения. Так при высокой степени амблиопии предметы даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размер пособий уменьшается.

    Следующий этап лечения называется ортоптический. Он начинается после того, как острота зрения станет выше 0, 4-0, 5 и угол косоглазия 7-10. Коррекционная работа на этом этапе заключается в проведении игр и упражнений, способствующих развитию центральной фиксации, слияния, развития бинокулярного зрения, разработки глазных мышц.

    Ортоптический период лечения- это лечение косоглазия и амблиопии.

    Виды лечебно-восстановительной работы:

    -Развитие центральной фиксации.

    -Развитие бинокулярного зрения.

    -Разработка глазных мышц

    -Упражнения на локализацию всех видов («зашумленные картинки» и др.)

    -Упражнения и игры на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций (лабиринты, «Парные картинки», работа на листе бумаги с карандашом)

    -Упражнения на сближение предметов на плоскости

    -Упражнения и игры с использованием приема наложения контурных и силуэтных объектов на оригинал

    -Игры «Кольцеброс», «Кегли», «Мишень», «Попади в ворота», «Летающие колпачки», «Забавные лягушата» «Попади в обруч», «Набрось кольцо и др.

    Здесь применяется работа с сюжетными многоплановыми картинками, учат детей выделять контур объектов второго и третьего плана, пространственные отношения между предметами. Для развития такой зрительной функции, как фузии (слияние используются игры, где накладывается одна картинка на другую (контурные изображения животных. на них наложить цветные изображения)

    Отдельно следует сказать о такой зрительной функции, как бинокулярное зрение. С его помощью мы видим предметы объемно, может определить их расположение в пространстве. Большие возможности для его развития дают подвижные игры, особенно с мячом. При их проведении учитываем вид косоглазия.

    Помимо традиционных методов и средств решения коррекционных задач с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации. Заинтересованности детей в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных лечебных программ, развивающих и коррекционных компьютерных игр. Использование компьютера повышает эффективность всего коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного процесса. Компьютерные игры позволяют отбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам коррекции зрения.

    В нашем детском саду есть все условия для проведения такой работы. В кабинете тифлопедагога есть три компьютера, на которых занимаются дети. У нас имеется лечебная компьютерная программа, разработанная специалистами Московского института глазных болезней имени Гельмгольца. Кроме этого, часть обычных развивающих компьютерных игр мы адаптируем для коррекции зрения наших детей, а также некоторые упражнения мы создаем сами на основе рекомендаций Л. И. Плаксиной, автора коррекционной программы для детей с нарушением зрения.

    Так для повышения остроты зрения как часть коррекционного занятия я предлагаю детям такие компьютерные игры, как»Собери матрешек», «Собери пазлы», «Соедини шарики». Для развития цветовосприятия «Собери пирамидки», для развития прослеживающих функций глаз «Соедини цветы» (знакомство с цветными эталонами, соотнесение по цвету, «Поездка в зоопарк». На втором этапе лечения идет интенсивная выработка бинокулярного и периферического зрения. В это время детям предлагаются игровые компьютерные упражнения на ориентировку в пространстве (упр№5, на слияние (упр№6) .

    При выполнении этих упражнений решаются как общеобразовательные, коррекционные задачи, так и лечебные. В дальнейшем эти упражнения предлагаются родителям для выполнения дома.

    Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что только при наличии системы и взаимосвязи всех участников коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процесса можно получить желаемые положительные результаты в воспитании, обучении и восстановлении нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

    1. Системный подход в организации лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы детского сада для детей с проблемами в развитии. –Москва, 2004

    2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. –Москва, 1995

    3. Плаксина Л. И. Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. -Москва, 1998

    Обучение и воспитание в детском саду для детей с нарушением зрения направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно – воспитательной работы по исправлению зрительной патологии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе.

    Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

    Обучение и воспитание в детском саду для детей с нарушением зрения направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно - воспитательной работы по исправлению зрительной патологии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе.

    В структурном подразделении № 4 в специализированных группах для детей с нарушением зрения работают воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог психолог и медицинский персонал. Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателями под руководством тифлопедагога и по рекомендациям врача - офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и степени зрительного восприятия детей. Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности.

    В работе выделяются три основных блока:

  • лечебно - восстановительный
  • коррекционно-образовательный
  • воспитательно-образовательный.
  • Лечебно-восстановительная работа

    В детский сад принимаются дети с нарушением зрения по направлению врача-офтальмолога с диагнозами: амблиопия - снижение остроты зрения слабой, средней или тяжелой степени, астигматизм - разница между двумя меридианами (простой, смешанный, сложный), миопия - близорукость, гиперметропия - дальнозоркость, косоглазие - сходящееся, расходящееся, альтернирующее а также более сложные - нистагм, катаракта, атрофия зрительного нерва.

    Основные задачи лечебно-восстановительной работы:

  • восстановление зрительных функций,
  • комплексное лечение амблиопии,
  • повышение остроты зрения амблиопического глаза,
  • плеоптическое лечение (без специальных приборов),
  • уменьшение и устранение угла косоглазия консервативным путем,
  • ортоптическое (аппаратное) лечение,
  • развитие и восстановление бинокулярного и стереоскопического зрения,
  • плеопто-стереоскопическое лечение (тренировка бинокулярного и стереоскопического зрения).
  • Лечебно-восстановительную и оздоровительную работу проводят:

    врач - офтальмолог определяет патологию зрения, назначает лечение и контролирует его, регулирует зрительную нагрузку детей в течение дня, проводит консультационную работу с педагогами и родителями

    медсестра - ортоптистка выполняет назначенное врачом лечение с использованием специальной медицинской аппаратуры проводит окклюзию глаз детей, проверяет остроту зрения, характер и фиксацию.

    Кабинет охраны зрения нашего учреждения оснащен современной медицинской аппаратурой.

    Коррекционно-образовательная работа

    Основное направление коррекционной работы - оказание дефектологической и логопедической помощи детям с нарушением зрения. Вся коррекционнно - воспитательная работа в детском саду ведется на основе разработанной институтом коррекционной педагогики РАО Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида под редакцией Л. И. Плаксиной, И. В. Новичковой.

    Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения строится на взаимосвязи коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы. Работа проводится с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей дошкольников и предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к содержанию и формам коррекционной работы.

    Коррекционные задачи работы с детьми с нарушением зрения:

  • формирование навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших социальных условиях
  • формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением
  • формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов
  • обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
  • Важнейшая задача, которую тифлопедагог решается на коррекционных занятиях всех видов, - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

  • развитие зрительного восприятия
  • ориентировка в пространстве
  • социально-бытовая ориентировка
  • развитие осязания и мелкой моторики.
  • Развитие зрительного восприятия

    У детей расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности, развивают скорость и полноту зрительного обследования, формируют зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, формирование системы сенсорных эталонов с помощью которых осуществляется точность, дифференцированность, осмысленность восприятия окружающего. Осуществляется работа по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиены зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы. Для более эффективной коррекции зрительных функций используются тифлоприборы: Ориентир Светлячок Графика

    Ориентировка в пространстве

    Решаются следующие задачи развития:

  • умение ориентироваться на собственном теле, то есть на себе
  • развитие полисенсорного восприятия пространства и расположенных в нем предметов
  • ориентировка в микро - макропространстве
  • чтение схем и планов
  • обучение обозначать в речи пространственные отношения и направления пространства.
  • Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве.

    Социально- бытовая ориентировка

    В задачи этого раздела программы входит:

  • знакомство детей с предметными представлениями, с использованием всех сенсорных функций ребенка (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)
  • знакомство и обогащение знаний о труде взрослых
  • развитие ориентировки на улице с использованием сохранных анализаторов и зрения
  • формирование знаний о явлениях общественной жизни, о стране, в которой они живут, о культурном наследии, о природе и др.
  • формирование у детей представлений о самом ребенке и окружающих людях.
  • Развитие осязания и мелкой моторики

    Задачи этого раздела:

  • формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов: формирование представлений о строении и возможностях рук
  • обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами
  • обследование различных предметов из разных материалов с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений
  • ориентирование на микроплоскости с помощью осязания
  • приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком
  • формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
  • Для этого используются разные виды деятельности: конструирование из различных конструкторов, лепка, игры с мозаикой, работа с бумагой, палочками, обучение элементам рисования. Педагоги стремятся создать в детском саду атмосферу психологического комфорта, оберегают нервную систему детей от стрессов и перегрузок.

    В группах создана благоприятная предметная развивающая среда, где предусмотрены зоны для самостоятельной деятельности детей, для игр и творчества обеспечены условия для гармоничного развития и становления личности ребенка.

    С целью снятия зрительного напряжения и профилактики зрительных нарушений в детском саду в каждой группе, в кабинетах тифлопедагогов, спортивном зале созданы условия для проведения различных видов зрительных гимнастик, основанных на авторских (Ф.В.Базарного, Э.С.Аветисова, Бейтса) методик улучшения зрения.

    Источники:
    moskovskaya-medicina.ru, nsportal.ru, www.maam.ru, sch1368uz.mskobr.ru

    Следующие больницы:



    26 апреля 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения