Измерение зрения у детей воронеж
Зрение является одним из основных показателей здоровья ребенка. Однако, дети редко могут самостоятельно понять, что с их зрением что-то не в порядке. Родителям следует быть внимательными и регулярно показывать ребенка детскому офтальмологу с первых месяцев жизни. Особого внимания требует школьный возраст, когда нагрузка на глаза резко возрастает.
Чем раньше будут выявлены проблемы со зрением у ребенка, тем проще будет с ними справиться. Правильно диагностировать заболевание и назначить необходимую терапию может только опытный детский офтальмолог.
Причины и виды нарушения зрения у детей
Основными причинами нарушения зрения у детей являются наследственные и врожденные заболевания, травмы, высокая нагрузка на глаза, аллергические заболевания. Основные нарушения зрения у детей перечислены ниже.
Близорукость. Если ребенок слишком близко придвигается к телевизору или монитору, низко наклоняется над тетрадями или книгами, не может различить надписи на вывесках магазинов, возможно, у него развивается близорукость. Следует срочно показаться врачу.
Дальнозоркость. При дальнозоркости ребенок хуже видит предметы, расположенные ближе к нему. У новорожденных присутствует естественная дальнозоркость, которая вскоре проходит сама собой. Если этого не произошло или вы вдруг стали замечать, что ребенок старается отодвинуть от себя предметы, чтобы лучше их рассмотреть, то есть повод для беспокойства.
Астигматизм. Нарушение формы хрусталика, роговицы или глаза. Часто развивается в раннем возрасте. Проявляется в виде снижения остроты зрения. Без лечения может приводить к головным болям и резям в глазах.
Косоглазие. Нарушение взаимного расположения глазных осей, при котором они не могут перекреститься на фиксируемом предмете. Врожденное косоглазие проявляется у грудных детей в возрасте до 6 месяцев, приобретенное – после 3 лет. Ошибочно мнение, что косоглазие может пройти само собой, оно требует обязательного лечения.
Амблиопия. При этом заболевании один из двух глаз либо не участвует в зрительном процессе, либо задействован в нем меньше другого, что приводит к снижению остроты зрения.
Диагностика нарушения зрения
Чем раньше будет диагностировано нарушение зрения, тем проще будет его скорректировать. Для этого необходимо обратиться к грамотному детскому офтальмологу в авторитетную клинику для проверки остроты зрения, и если потребуется – для проведения биомикроскопического исследования, осмотра глазного дна, измерения угла косоглазия, определения объема движения глаз и конвергенции, проверки цветовосприятия. На основе данных исследований можно достоверно диагностировать близорукость, дальнозоркость, астигматизм либо другие негативные изменения зрительной функции.
Актуальные методы лечения заболеваний глаз
Большинство заболеваний зрительной системы успешно лечится еще в детстве, что помогает не доводить ситуацию до хирургического вмешательства. Современная офтальмология применяет в своей практике целый ряд современных технологий, среди которых:
Профилактика нарушения зрения у детей. Советы офтальмологов
Специалисты-офтальмологи советуют родителям контролировать время пребывания детей за компьютером и просмотром телевизионных программ, правильно оборудовать рабочее место, делать специальные упражнения и следить за гигиеной глаз. Профилактический осмотр глазного врача обязателен раз в год даже при отсутствии у ребенка жалоб. Элементарная проверка зрения занимает немного времени и может предотвратить множество проблем.
Надежный центр детской офтальмологии в Москве
Москва – город, где доступна лучшая детская офтальмология. В поликлинике «Маркушка» на современном офтальмологическом оборудовании проводятся диагностика, лечение и профилактика заболеваний органов зрения детей, начиная с грудного возраста и до 18 лет. Возможна очковая коррекция высокой дальнозоркости, астигматизма, косоглазия. При необходимости проводятся консультации педиатра, детского аллерголога и невролога. Всех специалистов можно вызвать на дом. Восстановление нормальной функции зрения при соблюдении рекомендаций врача детской клиники «Маркушка» пройдет быстро, безболезненно и эффективно.
Для профилактики проблем со зрением ребенок должен регулярно наблюдаться у детского офтальмолога.
В современных медицинских центрах диагностировать заболевания глаз можно даже у грудного ребенка.
Близорукость ребенка может оказаться ложной. Узнайте больше о заболеваниях глаз и их лечении.
Детский офтальмолог поможет не только малышам, но и подросткам.
Цветоимпульсная терапия - один из новейших и эффективнейших методов коррекции зрения у детей.
Обращаться стоит только в специализированные детские поликлиники с проверенной репутацией.
Понедельник, 25.08.2014 05:20:21
Многие родители недооценивают важность посещения офтальмолога в профилактических целях, пока не заметят явных признаков нарушения зрения у ребенка либо не услышат от него жалоб. Отсутствие культуры профилактики и упреждающей диагностики детских глазных болезней в стране можете восполнить вы, родители, записав своего ребенка на прием к детскому офтальмологу!
УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: ЗАО «ИД «Комсомольская правда».
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл№ФC77-50166 от 15 июня 2012.
Главный редактор - Сунгоркин В.Н.
Шеф-редактор сайта - Носова О.В.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
© ЗАО ИД «Комсомольская правда», 2015.
125993, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru . в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Приобретение авторских прав: kp@kp.ru Для читателей. Нам важно ваше мнение: (495)777-02-82, 8-800-200-0057 (бесплатно для жителей РФ).
Норма.
Уже в первые недели (а то и дни) жизни ребенок обнаруживает предметное зрение: хватает грудь матери, видит игрушки. Однако оценить разрешающую способность его глаз количественно достаточно сложно.
Наиболее ранние результаты получены методами оптокинетического нистагма, предпочтительного взора. Уже впервые дни после рождения с помощью этих методов удавалось определить остроту зрения около 0,03 .
Однако по мере роста ребенка эти методы дают более низкую остроту зрения, чем другие. Так, по данным J. Atkinson и соавт. (1974), к 5 мес разрешающая способность достигает 4,8 цикл/град, к 4 годам — 32 цикл/ град, к 5 годам — 40 цикл/град.
Особенно быстро развивается острота зрения по данным исследования зрительных вызванных потенциалов. Согласно результатам Е. Marg и соавт. (1976), уже к 6 мес острота зрения достигает 1,0 и дальше не меняется.
Напротив, самое медленное развитие остроты зрения отмечено при исследовании с помощью шариков Уорса, Так, по данным Л.П. Хухриной (1968), только к 4 мес удается получить остроту зрения 0,025 . к 4 годам — 0,7 и лишь в 6—7 годам она достигает 1,0 . Е.И. Ковалевский (1969), суммируя данные разных авторов и свои собственные, получил среднюю кривую развития остроты зрения от 0,005 в первые дни жизни, 0,1 в 4 мес идо 1,0 в 3—4 года (рис. 2.8).
Неодинаковые результаты, полученные при применении разных методов, не должны вызывать удивления. Электрофизиологические показатели (зрительные вызванные потенциалы) указывают только на прохождение сигнала в мозг, рефлекторные (метод оптокинетического нистагма, тест предпочтительного взора) — на бессознательное слежение за структурированными объектами, и только данные поведенческих методов (шарики Уорса) — на сознательное зрительное опознание.
Наш опыт исследования детей без явной патологии органа зрения по таблицам позволяет считать нижней границей нормальной остроты зрения в возрасте 3 лет 0,6 . в возрасте 6 лет 0,8 . Гораздо большее значение для выявления патологии имеет не одинаковое снижение остроты зрения обоих глаз, а ее различие на двух глазах. Разница монокулярной остроты зрения между глазами уже на ½ октавы, т.е. примерно в 1,4 раза, должна вызывать тревогу и требовать углубленного обследования. При этом, используя таблицы с картинками, следует иметь в виду колоссальный эффект тренировки. Каждое последующее измерение дает большее значение остроты зрения, нежели предыдущее. Этот эффект часто приводит к ошибкам в оценке результатов лечения амблиопии. При переходе от таблиц с картинками к таблице опто-типов часто обнаруживается снижение зрения, повергающее в шок родителей и лечащих врачей. Поэтому мы рекомендуем, как можно раньше переходить к исследованию остроты зрения по оптотипам (кольца Ландольта, знаки «Е»), а при наличии у ребенка аметропии, снижающей остроту зрения, в дальнейшем исследовать последнюю только с оптимальной коррекцией. Острота зрения без коррекции — чрезвычайно лабильный показатель, зависящий как от тренировки и детренировки, так и от общего состояния ребенка. Придавать ей значение, что, к сожалению, часто делают приверженцы «зрительной терапии» во всех ее разновидностях, не имеет никакого смысла. Аметропия требует оптической коррекции (не исключая оперативной), а не функционального лечения.
Патология.
Основные отклонения в развитии остроты зрения у детей связаны либо с заболеваниями, либо с амблиопией. Первый фактор лежит вне рамок настоящей главы.
Амблиопия, по классификации Э.С. Аветисова, может быть обскурационной (в настоящей главе также здесь не рассматривается, так как связана с органической патологией глаз), дисбинокулярной, рефракционной, анизометропической и истерической.
Дисбинокулярная амблиопия связана с нарушением бинокулярного зрения, чаще всего с содружественным косоглазием. Методы ее диагностики и лечения.
Рефракционная амблиопия может возникать при не корригированных гигтерметропии и астигматизме. Гиперметропия в этом случае, как правило, бывает выше 4,0 дптр (хотя далеко не всегда такая гиперметропия сопровождается амблиопией). Особенностью этого вида амблиопии является то, что снижение зрения не одинаково на двух глазах. При этом необходимы тщательное исследование бинокулярного статуса, как можно более полная коррекция и функциональное лечение методами. Аналогичного подхода требует анизометропическая амблиопия, большей частью возникающая на фоне гипертрофической рефракции. Амблиопия при астигматизме, если она обусловлена только им, обычно бывает невысокой, И зрение часто улучшается вскоре после назначения коррекции. Восстановление остроты зрения наступает тем быстрее и полнее, чем раньше назначена коррекция.
Приобретенная миопия не сопровождается амблиопией, так как, во-первых, она возникает после формирования центрального зрения и, во-вторых, при ней всегда имеется расстояние наилучшего видения. Напротив, врожденной миопии всегда сопутствует относительная амблиопия, которая накладывается на снижение остроты зрения вследствие изменений сетчатки, а также комбинируется с амблиопией вследствие астигматизма и анизометропии, обычно сопровождающих этот вид аметропии.
Истерическая амблиопия может развиваться у детей, как правило, старшего возраста. Она всегда сопровождается нарушением аккомодации и будет рассматриватъся в соответствующем параграфе.
Оцените статью:
Почитать по теме Детская офтальмология
Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами - прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.
Световая чувствительность
Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12-14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2-3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.
Центральное зрение
Центральное зрение появляется у ребенка только на 2-З-ем месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование - от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.
На 4-6-ом месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше - на 2-3-м месяце замечает грудь матери. На 7-10-ом месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2-3-ем году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.
Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005-0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01-0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2-0,3 и только к 6-7 годам (а по разным данным и к 10-11) достигает 0,8-1,0.
Цветовосприятие
Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4-5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.
Поле зрения
Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2-3 см больше, чем у взрослых.
Бинокулярное зрение
Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения - глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.
Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.
В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство . В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.
На 4-ом месяце у детей развивается хватательный рефлекс . При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.
Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства . Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.
Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет . когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.
В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.
Смотрите так же:
Почитать по теме
Источники:
Следующие больницы:
23 ноября 2024 года
Комментариев пока нет!