Гиршман г л биография
Валентин Серов «Портрет Г.Л.Гиршман». Описание картины
«Портрет Генриетты Гиршман» – очередная, и как всегда, строго индивидуальная картина, которую автор дозировано «приправляет» иронической нотой, найдя в сюжете место и для себя. Работа над портретом длилась на протяжении года, и художник долго подбирал общее композиционное решение, с тем чтобы полнее раскрыть характер модели. Серов изобразил героиню в незавершенном движении, когда она поворачивается к зрителю, снимая, или придерживая боа. Несмотря на эту деталь, импрессионистская составляющая здесь явно отсутствует.
Светская красавица, находящаяся в уютной домашней обстановке, которую должен был сделать более теплой интим будуара, излучает лишь холодное сияние, как и ее украшения на руке, согнутой с аристократическим шармом. Это движение рук, как и все жесты моделей на портретах Серова, символично, и в этом случае, художник не только показал, что Генриетта утверждает ценность собственного «я», но и сделал «полуехидный» намек на маневр женщины, предлагающей оценить ее лилейную руку, украшенную перстнями. При всем «холоде», которым отдает композиция, светская красавица Гиршман слыла в обществе личностью доброжелательной, скромной, и Серов симпатизировал ей.
«Угрюмость» автора, отраженного в зеркале, и как всегда недовольного работой над очередным парадным портретом, нисколько не относится к личности модели, а является единичным случаем, когда Серов показал свое обычное состояние, сопровождавшее его во время выполнения подобных заказов.
1906 г. Картон, темпера. Государственная Третьяковская галерея.
Поделиться ссылкой, выберите способ!
Открывая год назад галерею «Харьковчане» постом об Александре Леонардовиче Гиршмане, я писал о том, что его отец, выдающийся офтальмолог Леонард Леопольдович Гиршман, давно находится в галерее «самых-самых» харьковчан, имея в виду, что имя первого почётного гражданина города всегда присутствует во всех самых разнообразных списках выдающихся граждан Харькова, прославивших себя и наш город. Но так случилось, что в галерею «Харьковчане» вплоть до сегодняшнего дня он введен не был.
…Далекий 1855 год. Гимназист 1–й харьковской гимназии Леонард Гиршман на выпускных экзаменах получает по всем предметам «отлично», золотая медаль! Путь к заветной мечте стать медиком открыт. Продлились пять лет университетской учебы на медицинском факультете Харьковского университета, наступил 1860 год. Педагоги .Я.Данилевский. А.Мандельштам и другие неизменно отмечают незаурядные способности и трудолюбие студента Гиршмана. По окончании учебы он удостоен диплома с отличием и звания лекаря. Затем успешно выдержан экзамен на степень доктора медицины и поездка за границу для совершенствования своих знаний у знаменитых ученых того времени в Вене и Вероне. В промежутках между занятиями он знакомится с клиниками и кабинетами Парижа, Лейпцига, Мюнхена. Особенно плодотворно Гиршман работает в Гейдельберге в клинике знаменитого профессора Гельмгольца, параллельно изучая математику у профессора Кантора. Это был период особых успехов офтальмологии, Леонард Леопольдович позднее говорил: «А не увлечься офтальмологией там, где я учился, было невозможно. Она в то время только возродилась: из маленького запущенного отдела хирургии развилась в самостоятельную науку, ставшую почти на высоту точных наук». За границей, где Л.Л.Гиршман в общей сложности пробыл 4.5 года, произвел ряд научных исследований, закончил докторскую диссертацию. В это же время Гиршман получает приглашение на работу в Америку на очень выгодных условиях, отказывается и возвращается в Харьков, где в1868 г. защищает докторскую диссертацию. Получив после этого звание приват-доцента, он допускается к чтению курса лекций по офтальмологии на кафедре хирургии. Через два года Гиршман уже штатный доцент, а затем утверждается в звании экстраординарного профессора. В 1893 году Л.Л.Гиршман получил звание заслуженного профессора.
В 1905 году Гиршман оставляет университет из-за конфликта с ректором, уволившим много студентов без ведома дисциплинарного суда, председателем которого он был. Как вспоминают современники, деятельность Л.Л.Гиршмана была необыкновенно интенсивна и плодотворна. Им интересовался Л.Н.Толстой, о нём писал А.П.Чехов в одном из своих писем: «. здесь харьковский окулист Гиршман, известный филантроп, друг Кони, святой человек, приехавший к своему сыну. Я часто видаюсь с ним, мы беседуем. » Один из наиболее известных юристов страны академик Кони писал: «И пусть, когда люди последующих, поздних поколений спросят у хранителей местных преданий, кто был этот Гиршман, им ответят словами Гамлета: «Человек - он был».
К Л.Л.Гиршману стекались больные со всех концов России и не только России, но и из-за границы: из Польши, Персии, Индии, Италии. Ярче всего личность проф.Гиршмана обрисовывается на его домашнем приеме: обширная комната без всяких украшений (ожидальня), с простыми скамьями вдоль стен, заполнена людьми: тут и сановники из Петербурга, и бедняки - все ждут своей очереди, зная, что никому не будет отказа. Профессор не прекращал приема до тех пор, пока не был принят последний больной, утешал несчастных. Нередко оказывал материальную помощь. Зачастую здесь несчастным и неимущим раздавались суммы, многократно превышающие полученный за целый день гонорар.
Леонард Леопольдович был превосходным хирургом, одинаково хорошо владел правой и левой руками. На экстракцию катаракты у него уходило не более 1-2 минут, причем больные находились в сидячем положении - для того чтобы не травмировать психику больных укладыванием на операционный стол. Сам профессор говорил: «Когда я начал свою практическую деятельность, я оказался первым и многие годы - единственным специалистом в обширной области всего юго-востока России. Не трудно было стать известным там, где я оказался единственным». И дальше: «Моя заслуга в том, что я научил бедных людей лечиться у врачей».
Свою научную работу Л.Л.Гиршман начал очень ценными исследованиями в лабораториях гениальных европейских ученых. Эти исследования посвящены сложнейшим теоретическим проблемам офтальмологии. Выдающимся по своему значению исследованием явилась его работа по вопросу о наименьшем угле зрения, выполненная в лаборатории Гельмгольца. Полученные данные вошли в учебники физиологии и офтальмологии - как русские, так и иностранные.
В 1905 г. Гиршман остался без клинической базы. Такое положение привело его к решению уехать из Харькова. В связи с этим прогрессивная часть харьковской городской думы во главе с проф. Н.Ф.Сумцовым поставила вопрос об открытии в Харькове больницы по глазным болезням. В газете появилось воззвание: «В Харькове образовался комитет, который хочет выстроить больницу для Л.Л.Гиршмана, на такую постройку надо много денег. Комитет просит всех жертвовать деньги на больницу им.Гиршмана. В составе комитета была и моя бабушка Елена Александровна Чернай, помогавшая в сборе пожертвований и очень дружившая с семьей Гиршманов. 25 марта (7 апреля) 1908 г городская глазная больница им. проф. Л.Л.Гиршмана была открыта на 10 коек. Она помещалась на Москалевке в двухэтажном весьма неудобном доме. Профессор каждый день приезжал в больницу, консультировал и оперировал.
В 1912 г. в нагорной части города была выстроена новая больница.
Леонард Леопольдович был активным организатором Харьковского медицинского общества. Организовал он также отделение попечительства о слепых и училище для слепых. 5 октября 1893 г. газета «Южный край» поместила заметку, в которой говорилось следующее: «В Харькове, как известно, существует училище слепых, помещающееся в настоящее время на Основе в доме Квитки. В это училище принимаются слепые дети всех сословий. Дети, поступившие сюда, остаются в училище до 18-летнего возраста. В настоящее время в нем обучаются более 30 мальчиков и одна девочка. Так Андрей Валерьянович Квитка внес свою лепту в благородное дело обучения слепых детей». Среди учеников Л Л.Гиршмана есть несколько очень известных харьковских профессоров: П.Н.Барбашев, Е.П.Браунштейн, П.П.Прокопенко, последовательно занимавших кафедру глазных болезней после Л.Л.Гиршмана. В различных городах и районах Украины работал целый ряд врачей, учеников Гиршмана.
12 тысяч больных принимали ежегодно врачи глазной больницы Гиршмана, а когда больных было немного меньше - профессор был очень недоволен. «Это нехорошо, это значит, что мы стали плохо работать». - говорил он. Лично он принял около 1млн. больных. Он с раннего утра принимал их дома, а обычно к часу дня начинал принимать с записками, «посмотреть и показать мне» писал он в этих записках. Приезжал Гиршман в больницу после двух часов. Нужно было ординаторам успеть осмотреть больного до приезда профессора. Если они не успевали, профессор вздыхал и начинал сам исследовать больного. Продолжался ординаторский рабочий день с 9 часов утра и часто до 9 вечера. Но профессорский рабочий день кончался дома, где он принимал больных вместе со своими ассистентами до часу ночи.
Вспоминают, что Л.Л.Гиршман был чрезвычайно добр, вид людских страданий всегда его волновал. Однажды к нему приехал из далекого сибирского городка слепой с атрофией глазных яблок в результате ожога серной кислотой, приехал с женой и ребенком, истратив последние сбережения, искать исцеления у Л.Л.Гиршмана. Его показали профессору, и тот очень мягко и деликатно сказал о неизлечимости его слепоты. Жена, держа за руку ребенка, отвела плакавшего слепого в сторону. Профессор взволнованно оглянулся, вызвал коллегу в соседнюю комнату, вынул из кармана довольно крупную сумму денег, протянул ему и сказал: «Дайте, пожалуйста, этому несчастному, больше нечем ему помочь, пусть едет домой, но только не говорите, что это я дал деньги». Такие случаи бывали нередко.
Дослужившись до чина действительного статского советника и будучи возведен в потомственное дворянское достоинство, профессор Гиршман пользовался огромным уважением среди харьковской общественности. Его неоднократно избирали на различные общественные и административные должности, где он выполнял свои обязанности с исключительной добросовестностью.
Прошли годы, пронесся октябрьский переворот, наступил 1921 год. В городе - грабежи, реквизиции. Отбирают у людей имущество, выселяют из квартир. Волна террора захлестнула город. «Фабрика смерти» на Чайковской работала вовсю. Имя Саенко вызывало ужас у горожан, произносилось с содроганием.
Вот некоторые выдержки из дневника племянницы Ю.А.Гиршман княгини О.Е.Кудашевой: «1921 г. 4 (17) февраля, вторник. Одно действительно приятное событие - что дяде Леонарду дана пенсия в 120 тыс.рублей в год -.за долголетнюю бескорыстную работу на пользу беднейшего пролетариата и в связи с преклонным возрастом потерявшего трудоспособность, Вышло это так: на прошлой неделе тетя Юлия была больна, и вдруг являются реквизировать весь дом под черезвычайку, т.к. для этого очень подходящие погреба, и чтобы они в 3 дня выселились. Сейчас же она послала за Браунштейном, председателем медицинского Общества (а между нами, и судьею). Он обратился к Истомину - министру, не то здравоохранения, не то просвещения, который при этом известии пришел в такое негодование, что швырнул свой портфель об пол. А результатом - пенсия и куча бумажек об освобождении дома Гиршмана от реквизиции и вывоза чего бы то ни было. Тетя Юлия очень довольна, а дядя Леонард мало реагирует. Да еще слухи, будто Саенко назначен комендантом в Харькове. Это будет ужасно - такой изверг».
Это был последний год жизни Л.Л.Гиршмана. Он никогда не искал славы, но слава и признание пришли к нему сами.
P.S. Газета «Южный край» писала в связи с избранием его почётным гражданином Харькова: «Харьков счастлив, что в нем живет и трудится на счастье человечества этот щедро одаренный Богом человек, великая любящая душа которого роднится с величайшими гуманистами и благодетелями, каких только знала наша жизнь».
Приведенная статья О.Черная, опубликованная в газете «Панорама» (№22, май 1993 г.), как указала в частном сообщении директор Музея истории Харьковского медицинского университета Ж.Н.Перцева, к сожалению, «имеет целый ряд, мягко говоря, неточностей:
1) Л.Л.Гиршман не первый почетный гражданин г. Харькова даже среди медиков. Первым врачом – почетным гражданином Харькова стал в 1892 г. известный в городе врач-гуманист, общественный деятель, почетный член Харьковского медицинского общества Владислав Андреевич Франковский. Л.Л.Гиршман избран почетным гражданином Харькова в 1914 г. когда отмечалось его 75-летие.
2) А.Я.Данилевский и М.Е.Мандельштам не могли быть педагогами во время ученичества Леонарда Леопольдовича, так как учились с ним вместе в гимназии и затем в университете. К ним можно присоединить еще А.Х.Кузнецова, который впоследствии тоже преподавал в Харьковском университете и в свое время избирался председателем Харьковского медицинского общества (1898-1905). Эта группа друзей-студентов медицинского факультета настолько выделялась из общей студенческой массы, что получила в университете прозвище «блестящая плеяда» (из воспоминаний сына Леонарда Леопольдовича - Александра).
3) Л.Л.Гиршман мечтал стать военным, артиллеристом (впечатления Крымской войны), отсюда и увлечение математикой. И лишь увещевания отца, доказывавшего, что именно медицинский факультет позволит в дальнейшем принести людям большую пользу, изменили намерения Л.Л.
4) Приглашение проф. Кнаппа ехать в Нью-Йорк в качестве содиректора в основанный им в 1868 г. Нью-Йоркский офтальмологический и ушной институт, Леонард Леопольдович не мог получить в годы своей учебы за границей, хотя именно там и тогда он познакомился с Кнаппом. Но в 1868 он уже защищал докторскую диссертацию в Харькове».
В заключение замечу, что О.Чернай первым почётным гражданином Л.Л.Гиршмана не называл: вина за эту "неточность" моя и появилась она в тексте поста благодаря статье Семёна Авербуха «Первый почётный гражданин Харькова», посвящённой Л.Л.Гиршману.
Валентин Серов. Портрет Г.Л. Гиршман. 1907. Картон, темпера. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Максимилиан Волошин писал о портретах Серова: "Люди, написанные Серовым, характерны, и жесты их характерны, но они беспокойны. Серов ищет выразительного и трудного жеста для своего портрета".
Среди "выразительных и трудных" жестов в серовских портретах, при композиционном многообразии, особенно часто повторяется один чрезвычайно многозначительный жест: рука на груди или возле груди, около сердца. Житейские мотивировки этого жеста различны: Орлова играет ожерельем, Мара Олив как будто поправляет воротничок, Гликерия Федотова придерживает шаль, Шаляпин держится за лацкан фрака, Владимир Гиршман достает из нагрудного кармана часы и т. д. Повторение подобного движения рук из картины в картину и создает то "беспокойство", которое ощущал в портретах Серова Волошин, потому что одно из значений этого жеста - инстинктивная защита, стремление "закрыться": рука тянется к груди, когда человек испытывает боль, тревогу или страх. Но в то же время это - утверждение ценности собственного "я", указующий знак, концентрирующий внимание на личности изображенного. Кроме того, это жест диалога, человека, откликающегося на зов (портрет Горького), или жест признательности. Это не столько типичное для конкретной индивидуальности движение руки, сколько точно подмеченное Серовым стремление портретируемого "выразить себя", предъявить зрителю не только лицо, внешность, но и внутреннюю сущность.
Столь же многозначительны в портретах Серова "молчащие" руки, лежащие на коленях или опущенные вниз, - это отказ от диалога, нежелание "объясняться" и комментировать собственную персону, варианты душевной открытости (Девушка, освещенная солнцем, портрет Мики Морозова) или душевной пустоты.
Серову в его портретах всегда удавалось создать ощущение, что они написаны быстро и непринужденно в широком движении кисти демонстрируется артистическая "маэстрия" художника, работающего свободно и легко. Серов как бы на лету останавливает взгляд, улыбку, поворот головы, подмеченные вроде бы случайно. Но "поиск случайного" становится у Серова не только художественной манерой, а принципом, методом характеристики: случайное для него - лишь форма проявления неслучайного. Прежде чем приступить к портрету, художник долго возился с моделью, изучая ее быт, обстановку, манеру держаться, заставляя менять туалеты и т. д. пока не находил то "мгновенье", которое требовалось "остановить".
Интересен в этом отношении рассказ Софьи Олсуфьевой о том, как создавался ее портрет. "Юрию (супруг Олсуфьевой). хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Серов пришел, посмотрел исподлобья, попросил переменить несколько раз позу и сказал, как отрезал: - Вы не привыкли в бархате ходить. Надо другое платье. А я и правда не любила богатых платьев. Выбрал он композицию совершенно случайно. Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф. Неожиданно вошел Серов: - Вот так и буду вас писать. Это лучшее, что можно выбрать. Я подошла погреться к печке. и положила руки на теплые изразцы. Серов. быстро стал делать наброски, и сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем и выбрал эту позу".
Так же "случайно" был найден антураж одного из лучших светских портретов Серова - портрета Генриетты Гиршман. "Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простой, правдивой, доброжелательной, не гордой, и, что совсем странно при ее красоте, совсем не занята собой. " - писал Сомов, дважды - в графическом и живописном портретах - изображавший Гиршман. Серов также находил ее "умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек, и очень симпатичной". Он несколько раз принимался писать Генриетту Гиршман, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то "провинциальная барышня". Однажды Владимир Осипович, супруг Гиршман, известный коллекционер-антиквар, купил дорогой мебельный гарнитур из карельской березы, и Серов, увидев Гиршман в будуаре, обставленном этой мебелью, среди хрустальных флакончиков и безделушек, решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы. Стены комнаты были затянуты серым холстом, что отчасти определило цветовую гамму портрета. Любовь к сдержанным серым и особенно черным тонам (Гиршман одета в черное) - примета alter stil’я. Недаром Серова сравнивали с Халсом и Веласкесом, великими колористами и мастерами черного цвета. Гиршман изображена перед зеркалом, спиной к нему, но ее поза, выражение лица таковы, как если бы она, глядя в пространство зрителя, все же смотрелась именно в зеркало сам мотив зеркального отражения, "игры с зеркалом" определяет драматургический сценарий портрета. Гиршман словно "примеряет позу", репетирует роль. Кокетливый жест, которым она поправляет боа, - всего лишь женская хитрость, ехидно подмеченная Серовым, - маневр, смысл которого в том, чтобы продемонстрировать лилейную руку и тонкие пальцы, унизанные перстнями. В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет - угрюмое насупившееся лицо, - и это несколько тягостное "смотрение в упор", которого так опасались модели Серова, странным образом не соответствует чрезвычайной элегантности портретной постановки (сочиненной самим же Серовым), которая должна по замыслу художника и по результату, предъявленному в живописи этого портрета, внушать радость. Контраст между этой эстетической радостью лицезрения красивой женщины в красивой обстановке и "угрюмством" художника, не предающегося "полетам фантазии", а занятого трудной работой, является одной из тем портрета. Это угрюмство было вызвано, конечно, не качествами модели - Серов симпатизировал Гиршман, - а являлось, по-видимому, постоянным состоянием художника в процессе работы над заказными портретами. Портрет Генриетты Гиршман - единственная работа, где, благодаря подобному "автопризнанию", своего рода "заметке на полях", можно реконструировать ситуацию "диалога" художника и модели.
— известный русский современный окулист, профессор и директор Глазной клиники Харьковского университета родился в 1839 г. Получив образование в Харьковском университете, работал долгое время в лабораториях Дюбуа-Раймона, Гельмгольца, Грефе, Иeгepa, Кнаппа, Пагенштехера.
С 1868 г. получил звание приват-доцента глазных болезней в Харьковском университете, а с 1872 г. занял соответственную кафедру.
Пользуется обширнейшей известностью как первый окулист юга России имеет многочисленных учеников и обширнейшую практику.
Капитальные его труды: "Zur Lehre von der durch Arzneimittel herforgerufenen Myosis und Mydriasis (в "Архиве физиол." Дюбуа Раймона, 1863), "Материалы физиологии цветоощущения" (1868), "К лечению трахомы" (1873) и др. А. Л—ий. <Брокгауз> Гиршман, Леонард Леопольдович — известный окулист, профессор и директор глазной клиники Харьковского университета род. в еврейской семье в 1838 г. Получив образование в Харьков. университете, работал долгое время в лабораториях Дюбуа-Реймона, Гельмгольца и Грефе. В 1868 г. получил звание приват-доцента глазных болезней в Харьковском университете, а с 1872 г. занял соответственную кафедру.
Поныне (1910) Г. пользуется широкой известностью, как первый окулист на юге России.
Его перу принадлежат несколько капитальных трудов. <Евр. энц.> Гиршман, Леонард Леопольдович (1839—1921) — рус. офтальмолог.
В 1860 окончил Харьков. ун-т. В 1868 защитил докторскую дисс. и в том же году был избран приват-доцентом Харьков. ун-та, где начал чтение самостоятельного курса глазных болезней с 1875 — экстраординарный, а с 1884— ординарный проф. ун-та. В 1905 в знак протеста против увольнения студентов после студенческих беспорядков Г. покинул ун-т и занялся лечебной практикой.
С 1908 и до конца жизни работал в Харьков. городской глазной больнице.
Труды Г. посвящены в основном клинич. вопросам: изучению эмболии сосудов сетчатки, гуммы конъюнктивы, лечения трахомы, о вывихе хрусталика.
Ему принадлежит ряд статистич. обзоров, выполненных по данным его огромной врачебной практики.
Имя Г. присвоено Харьков. офтальмологич. ин-ту. Соч. Материалы для физиологии цветоощущения.
Дисс. Харьков. 1868 К лечению трахомы, Харьков. 1873. Лит. Шаховский А. Л. Л. Гиршман (К столетию со дня рождения), "Вестник офтальмологии", 1939, т. 14, вып. 5 Котляревская С. 3. К 100-летию со дня рождения Леонарда Леопольдовича Гиршмана, "Врачебное дело", 1940, № 2.
Источники:
Следующие больницы:
- Офтольмологический центр омикрон лечащие доктора
- Сколько стоит обследование на улице ленинградской симферополь
23 ноября 2024 года
Комментариев пока нет!